Как отвлекаться меньше и успевать больше
БЛОГ
Читайте ниже
Практически всю рабочую неделю, каждый будний день людям необходимо собираться с мыслями и приступать к реализации ежедневных дел. Для школьников это труд над домашними заданиями, для взрослых, например, написание отчетов, а для студентов – периоды зачетов, сессий и самостоятельного изучения материала. Но зачастую вместо действительно нужного и срочного мы занимаемся прокрастинацией: попросту говоря, откладыванием дел на потом.

Данная проблема известна всем без исключения, потому что так запрограммирован наш мозг. Гораздо проще делать то, что не требует усилий, чем долго и упорно трудиться над какой-либо задачей. Благодаря тому, что люди осознали прокрастинацию как проблему, были придуманы некоторые способы, чтобы бороться с ней.

1. Шаг первый - мотивация

Самое первое и самое важное, что вы должны сделать перед выполнением задания – замотивировать себя. Помните собаку Павлова с выделением слюны на звуковой сигнал? Как это ни дико слышать в 21 веке, все мы подвержены дрессировке и усвоению условных рефлексов. С одним только отличием. Будучи взрослым, роль кнута и пряника каждый человек должен исполнять для себя сам. И только Вам известно, почему именно Вы должны это делать. Приняв ту мысль, что данная работа значима единственно для Вас, разложите по полочкам: почему. Например, сдача курсовой влечет закрытую сессию, стипендию в следующем семестре, следовательно, будет легче сделать шаг к получению образования и работе мечты. Очень жаль, что многие трудятся там, где им неинтересно или слишком сложно. Что ж, тогда у вас другая мотивация: угодить родителям или получить временное место для того, чтобы скопить денег на образование, которое вам по душе. В любом случае, очень важно поставить себе глобальную цель, а затем разбить ее на много мелких задач, зная, что Вы движетесь к чему-то очень желанному.

2. Шаг второй - планирование

Теперь, когда есть цель, нужно составить план действий и распределить время на его выполнение. Разбивайте цель на множество конкретных задач. Есть важное правило: составляя список дел на день, расставьте их в порядке срочности и сделайте как минимум первые три. Остальные сделайте сегодня при наличии времени и сил, перенесите на следующий день, если они еще актуальны, либо же отмените их выполнение.

Очень помогает визуализация информации: нарисуйте схему/напишите список на отрывном блокнотике или используйте приложения и инструменты для управления проектами. Вычеркивайте каждый сделанный шаг из планера – это поможет не держать все пункты в голове и разгрузит мозг от содержания каркаса вашего проекта, направив силы и память на выполнение продуктивных действий.

Если на стадии планирования вы уже находитесь в ступоре и не знаете, с чего начать, воспользуйтесь эффектом Зейгарник: начните хоть с чего-то. Данный эффект заключается в том, что первый сделанный шаг, как снежный ком, потянет остальное за собой: будь то написание слова «План» на листке или даже покупка блокнота для планирования. Наша психика устроена так, что каждое неоконченное дело неустанно напоминает о себе, мысли ходят по кругу, постоянно призывая закончить начатое.

3. Шаг третий - Исключение внешних раздражителей

Перед началом работы отключите все, что не требуется для ее выполнения: телевизор на заднем плане, интернет на смартфоне, уведомления из социальных сетей. В настройках телефона можно поставить черно-белый режим: доказано, что цветная картинка привлекает больше внимания. Поэтому, если интернет полностью отключить не удается, воспользуйтесь этим советом и как можно реже заглядывайте в ваши устройства связи. Попросите близких не надоедать Вам бесконечными звонками – объясните, что вы очень заняты и нуждаетесь в тишине и покое. Уберите все ненужные предметы с рабочего стола: лишние книги, журналы, джойстики, конфеты и прочий перекус. Одним словом, все, что вас раздражает и отвлекает, должно быть на максимальной дистанции. Удобная одежда, проветренная и достаточно освещенная комната, список дел перед глазами и материалы для работы – все, что Вам понадобиться.

4. Шаг четвертый - Учитывайте собственные циркадианные ритмы

Наверняка все знают о существовании сов, жаворонков и голубей, что объясняется естественными биоритмами. Ритм, цикличный 24 часам, называется циркадианным. Чем это может помочь в усилении продуктивности? Тем, что очень полезно осознавать свой собственный ритм сна-бодрствования, знать свои неэффективные часы и часы наибольшей эффективности. Не всем нужно 7-8 часов для того, чтобы выспаться, ведь это усредненные цифры. Правильный индивидуальный план дня поможет не только чувствовать себя лучше, но и успевать больше, а лениться меньше. Не нужно злиться на дневную сонливость - вместо этого лучше задремать на часок, зато потом будете действовать эффективнее.

Важно определить время, когда ваша эффективность снижается: обычно это происходит через 1,5 часа непрерывной работы. Если чувствуете, что ваше внимание рассеивается, сделайте 15/30-минутный перерыв: выпейте кофе, сделайте зарядку или проверьте уведомления из мессенджеров. Такие интервалы крайне важны для продуктивного мыслительного труда– это поможет немного отойти от занимающего все ваше время дела, перезагрузить мысли и просто дать мозгу минуту отдыха.

5. Шаг пятый - Время, время и еще раз время

Контролировать время очень сложно, но сегодня вполне возможно. Существует много приложений для установки таймера на выполнение определённых заданий, напоминаний, ритма выполнения работы. В конце концов, можно завести будильник. Для еще большей эффективности ставьте дедлайны: немного самообмана и соревновательного момента способствует скорейшему выполнению задач. Можно попросить друга/коллегу или близкого человека проверять вас через определенные промежутки времени. Таким же способом пользуются блогеры, устраивающие марафоны: время от времени они отчитываются о своем успехе в соцсетях. Данные техники основаны на страхе потерпеть неудачу перед другим человеком или множеством людей, а также на положительном подкреплении – похвале при выполнении задания. Согласно правилу Паркинсона, сколько времени работе не удели, все оно заполнится работой. Так что важно не только продуктивно спланировать задания, но и ставить конкретные адекватные сроки для их выполнения.

6. Шаг шестой - Немного поработайте с подсознанием

Прокрастинация – такая же привычка, форма поведения, выстроенная годами, как и утренняя чистка зубов или добавление соли в салат. А значит, с ней можно бороться. В ответ на желание отвлечься вдумайтесь: это принесет вам пользу или неразумно растратит энергию и отодвинет достижение цели? Пытайтесь умышленно пресекать ваши обычные действия, не несущие никакой пользы, повторяя себе, что сейчас важно сделать определенное задание.

Для успокоения помогут техники медитации, прогулки на свежем воздухе, занятия физической активностью, смена деятельности. Важно отслеживать свое физическое и эмоциональное состояние, чтобы понимать: возможно, сегодня стоит заняться более легкими делами или вообще взять полноценный перерыв, чтобы завтра проснуться отдохнувшим и полным сил для новых свершений.

Выводы:

Прокрастинации не нужно стыдиться, ведь это нормальное состояние человеческого мозга. Следуя советам, изложенным в 6 простых шагах, день за днем можно избавиться от искусственно созданного дефицита времени. Новые привычки формируются за 21 день. Вы готовы начать меняться?