Ориентация на процесс или на результат: какая компетенция полезней?
БЛОГ
Читайте ниже
Есть множество факторов, в зависимости от которых люди становятся успешными. Мнения разнятся, важнейшими качествами называют то мотивацию, то силу воли, то благосклонность фортуны. Единый фактор назвать невозможно, но психологи сходятся во мнении, что достижение цели во многом зависит от ориентации на результат или процесс.

Направленность на результат подразумевает четкую постановку задач. Часто принцип такой работы – «цель оправдывает средства». Для исполнителя будут свойственны стойкость и уверенность в себе. Ориентация на процесс может и вовсе не подразумевать четкого представления об итоге выполненных действий. Важнее всего окажется удовольствие, полученное в ходе реализации.


Ориентация на процесс

Принцип ориентации на процесс базируется на эмоциях исполнителя. Обычно человек, который любит свою работу, выполняет ее хорошо. Нельзя сказать, что цели и мысли об итоге в этом случае вообще не существенны. Они будут присутствовать, но не сыграют решающей роли в решении работника браться за дело или отказаться от него. Уже на этом этапе видны следующие недостатки ориентации на процесс:

  • если человек работает для себя, он может не понимать или вообще не задумываться о том, какую пользу принесет продукт его труда;

  • если весь коллектив ориентируется на процесс, выделить результаты деятельности каждого участника и их обязанности иногда очень сложно;

  • люди часто вообще не вникают в неинтересные им особенности компании и не могут перестроиться на что-то новое даже в случае необходимости.

Большинство компаний организует рабочий коллектив так, что каждый отдел или сотрудник выполняет четко прописанные задачи. Если в таком случае будет присутствовать ориентация на процесс, коллектив может разобщиться. Работники, не представляющие результат, не понимают роли своих действий в общей системе, а значит, не могут самостоятельно скорректировать их. Это негативно сказывается на общей продуктивности предприятия.

С другой стороны, многое зависит от руководства и характера деятельности. В современных условиях ориентация на процесс среди рядовых работников становится более популярной. Она позволяет быстро обучать новый персонал и строго разделять обязанности между специалистами. Снижаются затраты, облегчается внедрение инноваций, в случае с услугами возрастает качество.
Особо важным фактором считается личная ответственность каждого сотрудника. Даже не ориентируясь на результат, он должен будет задумываться об итоговом продукте. Руководство накладывает на него определенные обязательства, поэтому работник будет учитывать следующие факторы:

  • эффективность, задумываться о которой следует еще на этапе планирования;

  • действенность, рассматриваемая как вопрос совершенствования и осмысленности принятых решений;

  • нормативность в соответствии действий правилам организации и требованиям руководства.

Обычно люди, ориентирующиеся на процесс, менее требовательны и слабо подвержены стрессу. Они готовы трудиться за небольшую плату, но дольше принимают решение о включении в работу или отказе от нее.


Ориентация на результат

Ориентация на результат подразумевает деятельность, завязанную на мыслях о качестве и количестве итогового продукта. Для работников, направленных на цель, важны вознаграждения. Они редко занимаются однообразной работой, способны добиться руководящей должности. Это креативные, легко увлекающиеся и честолюбивые люди.

Тот, кто ориентируется на результат, пытается достичь его как можно скорее, поэтому он ставит перед собой выполнимые задачи, работает усердно, не отвлекается на другие дела и движется к цели до тех пор, пока не достигнет ее. Здесь важен и образ мышления: необходимо умение работать ради результата, сильно отдаленного во времени, даже если вначале не видно изменений.

Еще одно качество, которое объединяет всех, кто устремляется на результат, – умение справляться с трудностями. В редких случаях на пути не встречаются сложности, но, чтобы не сбросить темп работы, нужно найти решение проблемы очень быстро. Поэтому выявляется еще несколько личностных качеств работников, которые нацелены на результат:

  • упорство;

  • сила духа;

  • творческие способности;

  • ответственность;

  • решительность.

Эти качества помогают построить карьеру бизнесменам, спортсменам, политикам, выдающимся деятелям культуры и др. Они важны в областях с высокой конкуренцией, где требуются нестандартный подход и сильный характер.


Что лучше?

Как уже было сказано выше, направленность в первую очередь зависит от должности и рода занятий. Руководители чаще ориентируются на цель, а исполнители на процесс.

Компанию, в которой сотрудники направлены на процесс, выявить очень просто. Во-первых, эффективность сотрудника оценивают не по результатам его деятельности, а по времени, которое он проводит за работой. Отчеты о продуктивности там редкость, как и четкие планы на ближайший или, тем более, удаленный по времени период. Сроки выполнения всегда длительные, а работники не могут развернуто ответить на вопрос о том, чем занимается компания в целом.

У организаций, направленных на результат, противоположные показатели. Почти наверняка введена система санкций, сотрудники постоянно отчитываются о каждом этапе осуществленной деятельности; сроки выполнения четкие, прописаны цели и план работы.

С практической точки зрения кажется, что направленность на результат лучше. Но не стоит отбрасывать психологический аспект. В большинстве случаев рабочая атмосфера в первом описанном коллективе будет куда уютнее, а сами трудящиеся – счастливее. Их начальство не оказывает давления, работа приносит им удовольствие. К тому же лучше состояние их здоровья: организм не ослаблен стрессами и недосыпами. Работники же, стремящиеся к цели, получают удовлетворение лишь единожды: во время подведения итогов, которое может наступить только спустя длительный период работы, наполненной постоянным нервным и умственным напряжением.

Считается, что направленность на результат – черта современной и высокоразвитой личности. Однако практика показывает, что лучше всего эта ориентация подходит для руководителей и менеджеров. Сотрудники с четким рабочим графиком часто справляются лучше в условиях ориентации на процесс. Однозначного ответа на вопрос, какая компетенция полезней, быть не может. Он решается индивидуально, по отношению к каждой компании, профессии и должности.